SetGorod

РИП

Материалы Региональных инновационных площадок (ГБУ ДПО ЧИППКРО)


Материалы Региональной инновационной площадки — Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения (МАОУ «Лицей № 142 г. Челябинска»)


Приказ Министерства образования и науки Челябинской области № 01/2707 от 13.09.2017 года "О признании организаций, осуществляющих образовательную деятельность, региональными инновационными площадками в Челябинской области в 2017 году"


Региональная инновационная площадка (Представление Сергеева С. С.)


Соглашение о сотрудничестве № 257 от 28.02.2018 года (ЧИППКРО)


Договор о сотрудничестве СОШ №1 (Коркино)

Договор о сотрудничестве СОШ № 2 (Аргаяш)


Приказ МАОУ "Лицей № 142 г. Челябинска" № 33/3 от 01.03.2018 года "О проведении конкурса "Читающая семья-читающий лицей"


Внедрение информационно-аналитической системы "Аверс: Библиотека" в практику работы информационно-библиотечного центра


Мониторинг читательской компетентности


Вебинар «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения»

В соответствии с планом работы МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» и кафедры естественно-математических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) по реализации в 2018 году совместного научно-прикладного проекта «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения» педагогами лицея и ЧИППКРО был подготовлен вебинар для руководителей, педагогов и библиотекарей общеобразовательных организаций Челябинской области по теме «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения» ссылка Приказ.

Заявленная программа вебинара(посмотреть), представляющая опыт работы на базе МАОУ «Лицей №142 г.Челябинска» региональной инновационной площадки, вызвала большойинтерес – по участию в вебинаре поступило около 200 заявок.

В связи с этим было решено провести вебинар в режиме off-line – с 27 сентября по 5 октября зарегистрированные участники получили доступ к материалам вебинара.

Об актуальности прозвучавших выступлений говорит то, что в Лицее уже побывало несколько представителейобщеобразовательных организаций области для развития сотрудничества по проекту о продвижении чтения, в т.ч. руководитель управления образования Карабашского городского округа и директор МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Карабаша»Е.В.Еремина.

С выступлениями участников вебинара можно ознакомиться, пройдя по ссылкам.

Белоусов А.О. (смотреть)

Качева (смотреть)

Мигузова Л.Г. (смотреть)

Савко Л.А. (смотреть)

 


Семинар для родителей «Формирование культурной коммуникации посредством семейного чтения»

В рамках работы в МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» региональной инновационной площадки по реализации в 2018 году научно-прикладного проекта «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения» 20 сентября состоялось родительское собрание в форме семинара по теме «Формирование культурной коммуникации посредством семейного чтения». (Приказ №140)

Программа семинара была нацелена на решение следующих задач:

1. Сформировать у родителей понимание значения семейного чтения для успешности процесса обучения и достижения эффективности образовательной деятельности, трансляции социально- и культурно значимой информации.

2. Сформировать у родителей устойчивый образ библиотеки, как современного информационного, культурно-просветительского центра.

3. Выявить и обсудить родительский опыт семейного чтения и формирования культуры чтения у школьников.

(Программа вебинара)

На родительском собрании-семинаре прозвучали как заявленные в программе выступления, так и выступления родителей лицеистов, которые поделились своим опытом семейного чтения. 

С презентациями выступлений можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

В родительском собрании приняли участие более 220 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методический семинар

«Пути взаимодействия по продвижению современной литературы для подростков»

В соответствии с планом работы МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» с целью повышения профессионального мастерства педагогических работников проведен методический семинар «Пути взаимодействия по продвижению современной литературы для подростков». Семинар проводился совместно с Центральной городской детской библиотекой им. А.М. Горького.

В проведении семинара приняли участие:

  1. Лаптева О.С., заместитель директора Муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная система детских библиотек» города Челябинска. Тема выступления: «Опыт работы Централизованной системы детских библиотек по продвижению книги и чтения среди юных челябинцев и их родителей».
  2. Лаптева О.С., заместитель директора МКУК ЦСДБ города Челябинска, и Комлева М.В., педагог-библиотекарь МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска». Тема выступления: «Формы сотрудничества Центральной детской библиотеки им. А.М. Горького и МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска».
  3. Урушева Ю.Г., заведующий отделом Центральной городской детской библиотеки им. А.М. Горького. Тема выступления: «Привлечение к чтению младших школьников. Опыт работы с Игровыми буклетами, опыт работы по программам внеклассного чтения и в летний период».
  4. Винник Ю.М., заведующий отделом Центральной городской детской библиотеки им. А.М. Горького. Тема выступления: «Рекомендательная библиография как средство привлечения к чтению подростков (обзор рекомендательных библиографических пособий «По-настоящему хорошие книжки», «Погода в доме», «Книжный путь»)».

С программой семинара и презентациями выступлений можно познакомиться здесь…

Таким образом, в ходе методического семинара были рассмотрены основные направления взаимодействия педагогического коллектива МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» и Централизованной системы детских библиотек города Челябинска по продвижению современной литературы для учащихся.


Экскурсия в Челябинскую областную универсальную научную библиотеку

В рамках работы региональной площадки по реализации совместного научно-прикладного проекта «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения» учащиеся 10-1 класса МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» 11 мая 2018 года посетили Челябинскую областную универсальную научную библиотеку.

Для учащихся провели экскурсию по художественной выставке В. Вейса «Души моей чудесное рождение», где познакомили с редкой техникой печатной графики – монотипией; экскурсию по Челябинскому региональному Центру Президентской библиотеки – познакомили с ресурсами Центра.

Экскурсия в отдел электронных ресурсов, дала представление о том, как можно удаленно зарегистрироваться и воспользоваться базой электронной библиотеки для подготовки к урокам, к ЕГЭ и т.д.

На экскурсии учащиеся познакомились с поэтом Натальей Вячеславовной Пшеничной, которая представила литературную композицию «Твоей семье тепло и свет – вот лучшая отрада».

Знакомство с Челябинской областной универсальной научной библиотекой оказалось плодотворным, все учащиеся записались в библиотеку и получили читательские билеты.

С программой экскурсии и фотогалереей можно познакомиться здесь.


Буктрейлеры

В целях формирования устойчивого интереса школьников  к чтению художественной литературы в МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» учащимися 7 и 10 класса были разработаны буктрейлеры по произведениям В. К. Железнякова «Чучело», М.М.  Пришвина «Кладовая солнца», А.И. Куприна «Чудесный доктор»,  В.Г. Распутина «Уроки французского».

Буктрейлер – это короткий видеоролик социальной направленности продолжительностью не более 3 минут, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге. Цель таких роликов – реклама и пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств и соответствующей музыки. Буктрейлер может содержать чтение небольших отрывков произведения, визуальный ряд, фрагменты из фильмов, видео отзывы учащихся, вопросы, касающиеся содержания, смысла и морали представляемого произведения и многое другое. Следует отметить, что буктрейлеры являются продуктом проектной деятельности учащихся и  размещаются на сайте  МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска». Трансляция созданной рекламы книг осуществляется  в информационном библиотечном центре.  


Локальные акты

В соответствии с календарным графиком деятельности региональной инновационной площадки в МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»  по теме «Чтение как базовая развивающая и образовательная технология: современные подходы к продвижению чтения» были разработаны локальные акты, обеспечивающие организацию деятельности информационно-библиотечного центра:

  1. Положение о структурном подразделении «Информационно-библиотечный центр» МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»
  2. Должностная инструкция руководителя структурного подразделения «Информационно-библиотечный центр» МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»
  3. Должностная инструкция педагога —  библиотекаря
  4. Должностная инструкция библиотекаря
  5. Положение о порядке выбора комплекта учебников и учебных пособий, обеспечивающих преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин в МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»
  6. Положение о порядке создания, обновления и использования учебного фонда библиотеки информационно-библиотечного центра МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»

Представленные документы размещены на сайте образовательной организации.


Педагогический совет по теме: «Педагогические условия формирования основ читательской компетентности школьников»

В соответствии с календарным планом в МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» с целью повышения профессионального мастерства  педагогов был проведён педагогический совет по теме «Педагогические условия формирования основ читательской компетентности школьников». В ходе мероприятия решались задачи по выявлению приёмов организации деятельности школьников, способствующих формированию их читательской компетентности. В подготовке и проведении педагогического совета приняли участие:

  1. Сергеева С.С. Создание педагогических условий формирования основ читательской компетентности школьников.
  2. Камалов С.Б. Современные подходы к продвижению чтения.
  3. Мизгунова Л.Г. Смысловое чтение. Приёмы работы с текстом.
  4. Михайлова Т.М. Работа с текстом в начальных классах.
  5. Чудинова М.А. Сказкотерапия как метод работы с родителями младших школьников.
  6. Зейферт А.А. Опыт использования приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА.
  7. Сизова О.Ю. Приёмы по формированию смыслового чтения на уроках биологии.
  8. Урычева М.С. Формирование таланта читателя.

Презентации выступлений представлены на сайте образовательной организации.

По итогам проведения педагогического совета было принято решение о необходимости разработки и проведения следующих мероприятий:

  • уроков по учебным предметам с использованием различных стратегий чтения (полученный опыт  представить на сайте образовательной организации в виде разработанных технологических карт);
  • методического семинара для педагогических работников совместно с Центральной библиотекой им. А.М. Горького «Пути взаимодействия по продвижению современной литературы для подростков»; 
  • комплекса мероприятий по продвижению чтения для всех участников образовательных отношений (читательский турнир учащихся, родителей и педагогических работников; конкурс «Читающая семья-читающий лицей»; ролики социальной рекламы, направленные на привлечение интереса учащихся к чтению художественной литературы).

Таким образом, в ходе педагогического совета были определены основные направления деятельности педагогического коллектива по управлению формированием читательской  компетенции учащихся.

С документами педагогического совета можно ознакомиться: программа и решение педсовета.


Читательский турнир

учащихся, родителей и педагогических работников

по книге А. Жвалевского, Е. Пастернак  «Время всегда хорошее»

В соответствии с приказом от 28.02.2018 №32/5 «Об итогах проведения педагогического совета «Педагогические условия формирования основ читательской грамотности» 18 марта 2018 года в МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска» был проведён читательский турнир «Время всегда хорошее» по книге А. Жвалевского, Е. Пастернак.

Цель мероприятия: углубление понимания текста посредством  коммуникации и пробуждение интереса к чтению.

Задачи:

  • совершенствование навыков чтения и расширение читательского кругозора;
  • изучение истории страны средством художественного произведения;
  • обучение навыкам аналитико-синтетической обработки информации;
  • создание условий для публичного выступления и демонстрации творческих способностей.

К подготовке и проведению мероприятия были привлечены учащиеся восьмых классов (75 человек), педагоги (20 человек) и родители. Им было предложено прочитать книгу А. Жвалевского и Е. Пастернак «Время всегда хорошее».

Для участия в турнире были сформированы три команды: сборная команда учащихся (7 участников), команда учителей (5 участников), команда родителей (5 участников). Читательский турнир состоял из следующих конкурсов:

  1. «Реклама книги». При оценке данного конкурса учитывались оригинальность идеи, выразительность и степень отражения в рекламе основной идеи произведения.
  2. «Вопрос на засыпку». Команды задавали друг другу вопросы, направленные выявления знания текста произведения. За каждый правильный ответ команда получала 1 балл.
  3. «Какое время лучше?». Конкурс состоял в выявлении различий уровня жизни населения в 1980 и 2018 году на основе текста книги. Каждая команда в ходе конкурса заполняла таблицу, в которой были отражены критерии для сравнения: школьная форма, экзамены, имена, книги, телефоны, телевидение, быт, одежда, религия, общение, игры.
  4. «Домашнее задание». Каждая команда представляла театрализацию фрагмента книги.
  5. «Эссе». Каждая команда за 15 минут должна была написать эссе, в котором отражены жизненные ценности, являющиеся ориентиром во все времена.

В состав жюри вошли представители администрации школы, родительской общественности и учащихся, что обеспечило объективность судейства.

Победителями турнира стала команда педагогов, второе место заняла команда учащихся, на третьем месте оказались родители. Команды были награждены медалями, памятными блокнотами и сладкими призами.  

Все участники и зрители получили заряд положительных эмоций, о чем свидетельствуют положительные отзывы участников и зрителей.