SetGorod

ОРКСЭ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

         С  сентября 2012 г. в 4 классах во всех субъектах Российской Федерации введён  обязательный  для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).

Курс введён с целью формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения в 4 классах всех общеобразовательных организаций в объеме 34 часов ( один раз в неделю)  и включает 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;

2)Основы исламской культуры;

3)Основы буддийской культуры;

4)Основы иудейской культуры;

5)Основы мировых религиозных культур;

6)Основы светской этики

Первые четыре модуля ориентированы на запросы сторонников  соответствующих религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма — и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций. Остальные два ориентированы на нерелигиозную часть общества. Модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на расширение знаний школьников о разных религиях на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов.  Модуль «Основы светской этики» реализует нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.

Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т. п.

С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей. Одновременное изучение одним учеником двух и более модулей не предусмотрено. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую с подготовку.

Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культорологическом подходе к их преподаванию.

Главный критерий результативности курса духовно-нравственной направленности – качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания, т.к. уровень нравственности невозможно измерять в баллах. Результативность учащихся по курсу определяется  в форме «зачет/незачет» на основании выполнения творческих работ, проектов, самооценки деятельности учеником (дневники самонаблюдений), своих достижений (портфолио).

Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает  разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Родителям нужно ответственно отнестись к выбору модуля в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что они выбирают мировоззренческую основу для своего ребёнка, на которой он будет строить свою жизнь.

Непосредственное участие родителей понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов. Помощь родителей ощущается, когда они проявляют интерес к тому, что изучает ребёнок.

С целью подготовки к реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2017-2018 учебном году 6 февраля 2017 года было проведено родительское собрание. Родители будущих четвероклассников были информированы о  целях, задачах, особенностях  комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также о модулях курса ОРКСЭ. В работе собрания принял участие представитель православной церкви отец Иоанн, настоятель храма «Всецарица».

По итогам родительского собрания  и заявлений будут определены модули, выбранные родителями и учащимися, а также учителя, которые будут преподавать эти модули в МАОУ лицее № 142   в 2014 – 2015 учебном году.



Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ 

 

 

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. ред. чл.- корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

 

 Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.

Рекомендации родителям: