ОРКСЭ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
С сентября 2012 г. в 4 классах во всех субъектах Российской Федерации введён обязательный для изучения в 4 классе комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Курс введён с целью формирования у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В качестве основного методологического подхода реализации курса выбран культурологический, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной культуре и светской этике. В контексте учебного курса ОРКСЭ культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника рассматривается как формирование и развитие ценностного отношения к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является обязательным для изучения в 4 классах всех общеобразовательных организаций в объеме 34 часов ( один раз в неделю) и включает 6 модулей:
1) Основы православной культуры;
2) Основы исламской культуры;
3) Основы буддийской культуры;
4) Основы иудейской культуры;
5) Основы мировых религиозных культур;
6) Основы светской этики.
Первые четыре модуля ориентированы на запросы сторонников соответствующих религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма — и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций. Остальные два ориентированы на нерелигиозную часть общества. Модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на расширение знаний школьников о разных религиях на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов. Модуль «Основы светской этики» реализует нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.
Культурологический характер комплексного курса ОРКСЭ проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и традиционными для России религиями, их культурой, историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями и т. п.
С согласия ученика и по выбору его родителей (законных представителей) изучается один из указанных модулей. Одновременное изучение одним учеником двух и более модулей не предусмотрено. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается.
Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую с подготовку.
Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культорологическом подходе к их преподаванию.
Главный критерий результативности курса духовно-нравственной направленности – качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценивания, т.к. уровень нравственности невозможно измерять в баллах. Результативность учащихся по курсу определяется в форме «зачет/незачет» на основании выполнения творческих работ, проектов, самооценки деятельности учеником (дневники самонаблюдений), своих достижений (портфолио).
Тот факт, что учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает разделения школьников по конфессиональным и мировоззренческим основаниям. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Родителям нужно ответственно отнестись к выбору модуля в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что они выбирают мировоззренческую основу для своего ребёнка, на которой он будет строить свою жизнь.
Непосредственное участие родителей понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов. Помощь родителей ощущается, когда они проявляют интерес к тому, что изучает ребёнок.
Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ
![]() |
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур народов России: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров; под общ. ред. чл.- корр. РАН А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
|
![]() |
Студеникин М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
|
Рекомендации родителям: